Общий трудовой стаж:
88 лет
ОКБ им. А.И. Микояна
Подъячевы
В семье Подъячевых Артем Иванович Микоян сыграл большую роль не только как наставник, но и как человек с большой буквы.

Старший представитель династии — Василий Иванович, уроженец Тульской губернии, приехал в столицу в 1938 году. До прихода в ОКБ им. А. И. Микояна он работал на литейном производстве завода в Москве. В 1940 году был призван в армию и служил на Дальнем Востоке, пройдя путь от разведчика до старшины батареи. Завершил службу он только после советско-японской войны, окончательно потушившей очаг Второй мировой войны. В мирные годы вернулся в Москву и начал свой трудовой стаж на заводе № 155 (ОКБ-155), так в то время называлось ОКБ им. А. И. Микояна.

Начинал слесарем-монтажником и вырос до специалиста 6-го разряда. В 1961 году вместе с группой специалистов ОКБ его отправили в Тбилиси на авиазавод № 31, где организовывалось производство одной из модификаций МиГ-21. Там он получил травму, едва совместимую с жизнью. А. И. Микоян, всегда внимательно относился к работникам ОКБ, многих знал лично и, узнав о происшествии, организовал экстренную эвакуацию самолетом в Москву, где его успешно прооперировали. «Благодаря чему отец остался жив и не стал инвалидом», — вспоминает Михаил Васильевич.

Еще долго А. И. Микоян лично беспокоился о его здоровье, пока, наконец, снова не увидел сотрудника в рядах «микояновцев». После Подъячев — старший еще много лет работал в ОКБ и уволился на пенсию, будучи старшим контрольным мастером. Трудовую династию продолжили оба его сына.

Младший, Сергей Васильевич, работал вместе со старшим братом в цехе окончательной сборки слесарем-сборщиком и участвовал в монтажах и отработках органов управления летательных аппаратов, шасси и сборке гидравлической системы.
Начинал слесарем-монтажником и вырос до специалиста 6-го разряда. В 1961 году вместе с группой специалистов ОКБ его отправили в Тбилиси на авиазавод № 31, где организовывалось производство одной из модификаций МиГ-21. Там он получил травму, едва совместимую с жизнью. А. И. Микоян, всегда внимательно относился к работникам ОКБ, многих знал лично и, узнав о происшествии, организовал экстренную эвакуацию самолетом в Москву, где его успешно прооперировали. «Благодаря чему отец остался жив и не стал инвалидом», — вспоминает Михаил Васильевич.

Еще долго А. И. Микоян лично беспокоился о его здоровье, пока, наконец, снова не увидел сотрудника в рядах «микояновцев». После Подъячев — старший еще много лет работал в ОКБ и уволился на пенсию, будучи старшим контрольным мастером. Трудовую династию продолжили оба его сына.

Младший, Сергей Васильевич, работал вместе со старшим братом в цехе окончательной сборки слесарем-сборщиком и участвовал в монтажах и отработках органов управления летательных аппаратов, шасси и сборке гидравлической системы.
В семье Подъячевых Артем Иванович Микоян сыграл большую роль не только как наставник, но и как человек с большой буквы.

Старший представитель династии — Василий Иванович, уроженец Тульской губернии, приехал в столицу в 1938 году. До прихода в ОКБ им. А. И. Микояна он работал на литейном производстве завода в Москве. В 1940 году был призван в армию и служил на Дальнем Востоке, пройдя путь от разведчика до старшины батареи. Завершил службу он только после советско-японской войны, окончательно потушившей очаг Второй мировой войны. В мирные годы вернулся в Москву и начал свой трудовой стаж на заводе № 155 (ОКБ-155), так в то время называлось ОКБ им. А. И. Микояна.
За свою богатую историю ОКБ им. А. И. Микояна воспитало много высококвалифицированных специалистов, инженеров и конструкторов, но немногие из современников имели честь лично работать со знаменитым авиаконструктором и первым руководителем КБ.
Преданно работать на одном предприятии, а уж тем более в такой отрасли — это не признак стагнации, считает Михаил Васильевич, а единственная возможность стать профессионалом, который много лет обеспечивает надежность летательных аппаратов.
Сегодня Михаил Васильевич — заместитель директора ОКБ — директор по качеству. Головокружительный взлет карьеры не случился в одночасье, только преданность делу и многолетний труд дают основание подвести скромный промежуточный итог своей работе:
После демобилизации вернулся на опытный завод ОКБ и стал контрольным мастером в цехе окончательной сборки. Вместе с другими коллегами в 1980-х годах участвовал в сборке орбитального корабля «Буран». Параллельно с работой — учёба в МАИ на самолётостроительном факультете.
Старший — Михаил Васильевич — успешно окончил авиационный техникум и начинал технологом в цехе окончательной сборки летательных аппаратов. Потом служба в армии, в инженерных войсках.
«Я как-то подсчитал, что через мои руки прошло порядка 120 самолетов, 20 из них были собраны с нуля, и это не считая стендов, тренажёров и других изделий».
«Именно военная специальность научила быть внимательным к мелочам, уметь концентрироваться на деле и соблюдать спокойствие в самой нервной обстановке, что помогло мне в работе позже».
Преданно работать на одном предприятии, а уж тем более в такой отрасли — это не признак стагнации, считает Михаил Васильевич, а единственная возможность стать профессионалом, который много лет обеспечивает надежность летательных аппаратов.
Подъячев Михаил Васильевич
Сегодня Михаил Васильевич — заместитель директора ОКБ — директор по качеству. Головокружительный взлет карьеры не случился в одночасье, только преданность делу и многолетний труд дают основание подвести скромный промежуточный итог своей работе:
После демобилизации вернулся на опытный завод ОКБ и стал контрольным мастером в цехе окончательной сборки. Вместе с другими коллегами в 1980-х годах участвовал в сборке орбитального корабля «Буран». Параллельно с работой — учёба в МАИ на самолётостроительном факультете.
Старший — Михаил Васильевич — успешно окончил авиационный техникум и начинал технологом в цехе окончательной сборки летательных аппаратов. Потом служба в армии, в инженерных войсках.
Слесарь-сборщик летательных аппаратов
Сын
Стаж: 4 года
Подъячев Сергей Васильевич
Заместитель директора ОКБ-директор по качеству
Сын
Стаж: 43 года
Подьячев Михаил Васильевич
Старший контрольный мастер
Отец
Стаж: 41 год
Подъячев Василий Иванович
состав семьи
Входит в состав ОКБ Оперативно-тактической авиации ПАО «Объединенная самолетостроительная корпорация» (входит в состав Государственной корпорации Ростех). ОКБ ведет свою историю с 8 декабря 1939 года, когда приказом по заводу № 1 им. Авиахима был организован Особый конструкторский отдел (ОКО). Его возглавил Артем Микоян, заместителем стал Михаил Гуревич.
Входит в состав ОКБ Оперативно-тактической авиации ПАО «Объединенная самолетостроительная корпорация» (входит в состав Государственной корпорации Ростех). ОКБ ведет свою историю с 8 декабря 1939 года, когда приказом по заводу № 1 им. Авиахима был организован Особый конструкторский отдел (ОКО). Его возглавил Артем Микоян, заместителем стал Михаил Гуревич.
Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. А. И. Микояна — российский, всемирно известный разработчик передовых образцов авиационной техники.
Конструкторы создали многофункциональный истребитель МиГ-35 Характеристики самолета максимально приближены к пятому поколению.
В 2017 году
Стал одним из самых знаменитых самолетов. Советским Союзом он выпускался 30 лет подряд. Его скорость в два раза превышала скорость звука. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда.
Сверхзвуковой истребитель МиГ-21
В ОКБ был создан первый советский реактивный истребитель МиГ-9. Именно с него отечественная авиационная промышленность перешла на реактивную авиацию, а личный состав ВВС — на ее эксплуатацию.
В 1946 году
Стал улучшенной модификацией И-200. В годы Великой Отечественной войны он сыграл заметную роль в воздушных боях, особенно в начальном периоде войны. Особая роль принадлежит истребителям, защищавшим небо Москвы и Ленинграда в составе авиации ПВО, так как истребительная авиация являлась главным средством борьбы с воздушным противником.
МиГ-3
Стал первым самолетом, разработанным коллективом. Он был создан в рекордно короткие сроки — за 132 дня. Среди истребителей нового типа И-200 был единственным самолетом, который прошел государственные испытания с первого предъявления. Позже он получил название МиГ-1 — по первым буквам фамилий успешного тандема конструкторов Микояна и Гуревича.
Истребитель И-200
ОКБ ведет свою историю, когда приказом по заводу № 1 им. Авиахима был организован Особый конструкторский отдел (ОКО).
С 8 декабря 1939 года
© ОТКРОЙ МОСПРОМ, 2025 г.
Согласие на осуществление рекламно-информационных рассылок
Политика в отношении обработки и защиты персональных данных
Лицензионное соглашение