Филиал АО «ОДК» «ОДК–САЛЮТ»
Общий трудовой стаж:
470 лет
Комаровы -Никитины -Карамавровы
Предприятие бережно хранит
истории тех, кто стоял у истоков его
производства, героически трудился
в тяжелые времена и передавал
традиции добросовестной работы
будущим поколениям.
Предприятие бережно хранит истории тех, кто стоял у истоков его производства, героически трудился в тяжелые времена и передавал традиции добросовестной работы будущим поколениям.
Яркий тому пример — трудовая династия Комаровых-Никитиных-Карамавровых. В разные годы в ОДК-Салют работали 19 её представителей. Родоначальник трудовой династии Михаил Семенович Комаров — кавалер двух орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной премии СССР, «Почетный авиастроитель СССР».

Он родился в деревне Грызлово и после окончания школы переехал в Москву. В довоенные годы Михаил Семенович значительно продвинулся по карьерной лестнице, став заместителем директора Завода № 24 имени М. В. Фрунзе (ОДК-Салют). В 1941 году он руководил эвакуацией станков, оборудования и продукции завода в город Куйбышев, героически спасая производство. На базе эвакуированного предприятия были развернуты фронтовые авиаремонтные мастерские, налажено производство полковых минометов. Ради победы над врагом работать приходилось в недостроенных цехах на морозе.

В то же время сотрудниками предприятия стали сестры Комарова, одна из которых позже продолжила трудовую династию. В мирное время завод остался в авангарде авиационной промышленности, начал создавать реактивные двигатели. В 1955 году Михаил Семенович Комаров был переведен на должность начальника отдела авиационной промышленности Госплана СССР.

Благодаря его старшей сестре Александре, трудовую династию удалось сохранить, но уже под фамилией Никитиных. Ее супруг, Николай Никитин, работал на заводе и в сложные военные годы и в послевоенное время. В юности на работу поступили их сын Борис и его жена Екатерина. Ударными темпами работы они поддерживали военный ритм выпуска двигателей.
В то же время сотрудниками предприятия
стали сестры Комарова, одна из которых позже продолжила трудовую династию. В мирное время завод остался в авангарде авиационной промышленности, начал создавать реактивные двигатели. В 1955 году Михаил Семенович Комаров был переведен на должность начальника отдела авиационной промышленности Госплана СССР.

Благодаря его старшей сестре Александре, трудовую династию удалось сохранить, но уже
под фамилией Никитиных. Ее супруг, Николай Никитин, работал на заводе и в сложные военные годы и в послевоенное время.
В юности на работу поступили их сын Борис
и его жена Екатерина. Ударными темпами работы они поддерживали военный ритм выпуска двигателей.
Яркий тому пример — трудовая династия Комаровых-Никитиных-Карамавровых.
В разные годы в ОДК-Салют работали 19
её представителей. Родоначальник трудовой династии Михаил Семенович Комаров — кавалер двух орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной премии СССР, «Почетный авиастроитель СССР».

Он родился в деревне Грызлово и после окончания школы переехал в Москву.
В довоенные годы Михаил Семенович значительно продвинулся по карьерной лестнице, став заместителем директора
Завода № 24 имени М. В. Фрунзе (ОДК-Салют).
В 1941 году он руководил эвакуацией станков, оборудования и продукции завода в город Куйбышев, героически спасая производство.
На базе эвакуированного предприятия были развернуты фронтовые авиаремонтные мастерские, налажено производство полковых минометов. Ради победы над врагом работать приходилось в недостроенных цехах на морозе.
Родоначальник династии
Вдохновляясь примером старших представителей трудовой династии, молодые поколения учатся упорству, выдержке и любви к выбранному делу — авиационному двигателестроению!
Семейное дело Никитиных на заводе продолжила их дочь Галина.
Дети Галины Борисовны и Александра Анатольевича пошли по их стопам. Сын Дмитрий устроился на завод в 2004 году в качестве инженера-программиста, а сегодня налаживает работу станков с числовым программным управлением. Дочь Олеся в 2005 году начала работать специалистом по кадрам, сегодня трудится в качестве заместителя председателя Первичной профсоюзной организации. Так работа в ОДК-Салют стала семейной традицией.
Дети Галины Борисовны и Александра Анатольевича пошли по их стопам. Сын Дмитрий устроился на завод в 2004 году в качестве инженера-программиста, а сегодня налаживает работу станков
с числовым программным управлением. Дочь Олеся в 2005 году начала работать специалистом
по кадрам, сегодня трудится в качестве заместителя председателя Первичной профсоюзной организации. Так работа в ОДК-Салют стала семейной традицией.
Здесь она познакомилась с Александром — представителем трудовой династии Карамавровых, которая насчитывала 7 человек. Этот союз объединил три трудовые династии — Комаровых, Никитиных и Карамавровых — в одну большую заводскую семью! 

Александр Анатольевич Карамавров начал трудовую деятельность в должности инженера 3-й категории, был избран секретарем комитета ВЛКСМ ММЗ «Салют». В 1983 году его назначили заместителем главного сварщика. Позже Александр Анатольевич занялся профсоюзной работой, возглавив профком ММПО «Салют». Его супруга Галина Борисовна 16 лет работала в должности контролера-лаборанта. Их общий с супругом трудовой стаж на данный момент составляет 66 лет!
Заместитель председателя Первичной профсоюзной организации
Дочь
Стаж: 20 лет
Карамаврова
Олеся Александровна
Председатель Первичной профсоюзной общественной организации
Сын Карамаврова А.Д.
Стаж: 50 года
Карамавров Александр Анатольевич
Инженер-технолог
Дочь Карамаврова А.Д.
Стаж: 6 лет
Архангельская (Карамаврова) Любовь Анатольевна
Контролер
Жена Карамаврова Е.Д.
Стаж: 44 года
Карамаврова Елена Герасимовна
Рабочая ЖКО
Жена Карамаврова А.Д.
Стаж: 27 лет
Карамаврова Лариса Анатольевна
Наладчик станков с ПУ
Сын
Стаж: 21 год
Карамавров Дмитрий Александрович
Слесарь
Брат Карамаврова А.Д.
Стаж: 36 лет
Карамавров Евгений Дмитриевич
Слесарь
Брат Карамаврова А.Д.
Стаж: 2 года
Карамавров Иван Дмитриевич
Шофер
Отец
Стаж: 53 года
Карамавров
Анатолий Дмитриевич
Контролер-лаборант
Дочь Никитина Б.Н.
Стаж: 16 лет
Пискунова (Никитина)
Галина Борисовна
Инженер
Сын Никитина А.Б.
Стаж: 2 года
Никитин Александр Александрович
Начальник бюро
Сын Никитина Б.Н.
Стаж: 48 лет
Никитин Александр Борисович
Наладчик
Жена Никитина Б. Н.
Стаж: 7 лет
Никитина (Ликардокина) Екатерина Ивановна
Начальник бюро
Сын Никитина Н.И.
Стаж: 44 года
Никитин Борис Николаевич
Диспетчер
Муж Комаровой А.С.
Стаж: 18 лет
Никитин Николай Иванович
Повар
Сестра Комарова М.С.
Стаж: 13 лет
Никитина (Комарова) Александра Семеновна
Чертежник
Сестра Комарова М.С.
Стаж: 3 года
Комарова Татьяна Семеновна
Диспетчер
Сестра Комарова М.С.
Стаж: 28 лет
Комарова Елизавета Семеновна
Директор завода №45
Брат, основатель династии
Стаж: 32 года
Комаров Михаил Семенович
состав семьи
Прародителями современного ОДК-Салют стали три небольших предприятия. После их слияния в 1927 году был создан завод № 24 им. М. В. Фрунзе. Именно он стал главной базой по серийному производству двигателей. Уже в начале 1930-х годов отечественная промышленность полностью удовлетворяла потребности СССР в самолетах и моторах.
Прародителями современного ОДК-Салют стали три небольших предприятия. После их слияния в 1927 году был создан завод № 24 им. М. В. Фрунзе. Именно он стал главной базой по серийному производству двигателей. Уже в начале 1930-х годов отечественная промышленность полностью удовлетворяла потребности СССР в самолетах и моторах.
Филиал АО «ОДК» «ОДК-Салют» Госкорпорации «Ростех» — крупное двигателестроительное предприятие Москвы с большой историей, которая началась ещё в дореволюционной России в 1912 году, когда русская авиация только зарождалась.
Благодаря Госпрограмме развития авиапрома. В планах — значительное увеличение мощностей и расширение производства
Сейчас предприятие переживает новый виток развития
ОДК-Салют получил статус промышленного комплекса, что подтверждает важную роль предприятия в отрасли!
В 2025 году
ОДК-Салют стал лауреатом премии «Лучший инновационный проект».
В 2024 году
Предприятие занялось серийным производством реактивных двигателей для Су, Ту, Ил, МиГ и других отечественных самолётов. За годы героического труда завод был награждён орденом Ленина, а позже — орденом Трудового Красного Знамени.
Победа ознаменовала новую эпоху в авиастроении
Им оснащался штурмовик Ил-2, или «летающий танк», как говорили в народе. Он был настоящим кошмаром для фашистов и символом победы. В годы войны предприятие переименовали в завод № 45, а после ее окончания оно получило название «Салют».
Завод внёс существенный вклад в победу в Великой Отечественной войне, производя самый мощный и самый массовый двигатель — АМ-38
© ОТКРОЙ МОСПРОМ, 2025 г.
Согласие на осуществление рекламно-информационных рассылок
Политика в отношении обработки и защиты персональных данных
Лицензионное соглашение