Общий трудовой стаж:
214 лет
ОКБ им. А.И. Микояна
Лукины
«Я очень благодарен службе в погранвойсках, благодаря ей я узнал, что такое страна, что такое взаимовыручка, и надпись „Застава — мой дом родной“ — не пустой звук».
После срочной службы, закаленный во всех смыслах, Павел Николаевич вернулся в Москву, чтобы быть «трактористом» — так называли студентов двигательного факультета МАИ — и работать на опытном производстве ОКБ, где он получил богатый опыт электромонтажника. Он участвовал в сборке и доработке культовых самолетов своего времени: МиГ-23, МиГ-27, МиГ-25, МиГ-29 и МиГ-31. С его знаниями и опытом до КБ оставалось рукой подать, и в 1977-м ему предложили должность инженера, затем конструктора, и так по нарастающей. Спустя полвека трудового стажа Павел Николаевич — заслуженный авиастроитель, начальник ведущего отдела
в КБ — отдела электрооборудования летательных аппаратов.
Начало трудовой династии Лукиных положили муж и жена: Николай Павлович и Владилена Семеновна Лукины. Глава семейства начинал истопником на железнодорожной станции в Москве, когда поезда в столице еще были паровыми. Его карьера в авиапроме началась после армии: сначала он поступил на завод № 1 им. Авиахима — тогда это был один из крупнейших авиационных заводов Советского Союза. В годы войны подлежал трудовой мобилизации, а после был командирован в Германию на восстановление материальной части 16-й воздушной армии. По возвращении устроился в ОКБ им. А. И. Микояна, где из производства перешел в конструкторское бюро старшим инженером весовой бригады. Его супруга — труженик тыла. В 1942 году она пришла на завод 17-летней девушкой и работала в цеху окончательной сборки в должности техника-подготовителя. 32 года она день за днем обеспечивала производство деталей для двигательных установок, систем пожаротушения и кондиционирования.

Их сын, Павел Николаевич Лукин, — продолжатель династии. Тогда еще студент МАИ, он учился на вечернем отделении, а днем работал в ОКБ им. А. И. Микояна. Трудовой стаж прервала армейская служба в пограничных войсках — на Сахалине.
После срочной службы, закаленный во всех смыслах, Павел Николаевич вернулся в Москву, чтобы быть «трактористом» — так называли студентов двигательного факультета МАИ — и работать на опытном производстве ОКБ, где он получил богатый опыт электромонтажника. Он участвовал в сборке и доработке культовых самолетов своего времени: МиГ-23, МиГ-27, МиГ-25, МиГ-29 и МиГ-31. С его знаниями и опытом до КБ оставалось рукой подать, и в 1977-м ему предложили должность инженера, затем конструктора, и так по нарастающей. Спустя полвека трудового стажа Павел Николаевич — заслуженный авиастроитель, начальник ведущего отдела в КБ — отдела электрооборудования летательных аппаратов.
Начало трудовой династии Лукиных положили муж и жена: Николай Павлович и Владилена Семеновна Лукины. Глава семейства начинал истопником на железнодорожной станции в Москве, когда поезда в столице еще были паровыми. Его карьера в авиапроме началась после армии: сначала он поступил на завод № 1 им. Авиахима — тогда это был один из крупнейших авиационных заводов Советского Союза. В годы войны подлежал трудовой мобилизации, а после был командирован в Германию на восстановление материальной части 16-й воздушной армии. По возвращении устроился в ОКБ им. А. И. Микояна, где из производства перешел в конструкторское бюро старшим инженером весовой бригады. Его супруга — труженик тыла. В 1942 году она пришла на завод 17-летней девушкой и работала в цеху окончательной сборки в должности техника-подготовителя. 32 года она день за днем обеспечивала производство деталей для двигательных установок, систем пожаротушения и кондиционирования.

Их сын, Павел Николаевич Лукин, — продолжатель династии. Тогда еще студент МАИ, он учился на вечернем отделении, а днем работал в ОКБ им. А. И. Микояна. Трудовой стаж прервала армейская служба в пограничных войсках — на Сахалине.
Преданность самолетам в этой семье передается из поколения в поколение.
Лукины — это еще и сестра Павла Николаевича, Ирина, она тоже прошла путь электромонтажника на производстве. Из трех сыновей двое работали в ОКБ. Старший — инженером-конструктором, средний — в модельном научно-исследовательском отделе, правда, теперь и уже много лет подряд его страсть — байдарки. Алексей Лукин — профессиональный каякер, призер и победитель Чемпионата России по гребному слалому, участник многочисленных экспедиций. Вернуться из очередного экстремального путешествия и пожать отцу руку — это святое.

Младший сын — Николай Павлович — закончил психолого-педагогический университет и является ведущим специалистом в области психологии.
Лукины — не просто семья, а единомышленники. Всегда делом «болели» за отечественный авиапром и продолжают писать историю современной авиации.
«Мне 2 года назад предложили очень большую должность, а я сказал: «Да вы что, ребята, я же не за должность. Это мой завод, я здесь вырос и никуда не уйду!»»
Лукины — это еще и сестра Павла Николаевича, Ирина, она тоже прошла путь электромонтажника на производстве. Из трех сыновей двое работали в ОКБ. Старший — инженером-конструктором, средний — в модельном научно-исследовательском отделе, правда, теперь и уже много лет подряд его страсть — байдарки. Алексей Лукин — профессиональный каякер, призер и победитель Чемпионата России по гребному слалому, участник многочисленных экспедиций. Вернуться из очередного экстремального путешествия и пожать отцу руку — это святое.

Младший сын — Николай Павлович — закончил психолого-педагогический университет и является ведущим специалистом в области психологии.
Столяр-модельщик
Внук
Стаж: 2 года
Лукин Алексей Павлович
Инженер-конструктор
Внук
Стаж: 2 года
Лукин Евгений Павлович
Электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов
Дочь
Стаж: 4 года
Лукина Ирина Николаевна
Начальник отделения 
Сын
Стаж: 51 год
Лукин Павел Николаевич
Старший техник
Мать
Стаж: 32 года
Лукина Владилена Семеновна
Старший инженер
Отец
Стаж: 23 года
Лукин Николай Павлович
состав семьи
Входит в состав ОКБ Оперативно-тактической авиации ПАО «Объединенная самолетостроительная корпорация» (входит в состав Государственной корпорации Ростех). ОКБ ведет свою историю с 8 декабря 1939 года, когда приказом по заводу № 1 им. Авиахима был организован Особый конструкторский отдел (ОКО). Его возглавил Артем Микоян, заместителем стал Михаил Гуревич.
Входит в состав ОКБ Оперативно-тактической авиации ПАО «Объединенная самолетостроительная корпорация» (входит в состав Государственной корпорации Ростех). ОКБ ведет свою историю с 8 декабря 1939 года, когда приказом по заводу № 1 им. Авиахима был организован Особый конструкторский отдел (ОКО). Его возглавил Артем Микоян, заместителем стал Михаил Гуревич.
Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. А. И. Микояна — российский, всемирно известный разработчик передовых образцов авиационной техники.
Конструкторы создали многофункциональный истребитель МиГ-35 Характеристики самолета максимально приближены к пятому поколению.
В 2017 году
Стал одним из самых знаменитых самолетов. Советским Союзом он выпускался 30 лет подряд. Его скорость в два раза превышала скорость звука. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда.
Сверхзвуковой истребитель МиГ-21
В ОКБ был создан первый советский реактивный истребитель МиГ-9. Именно с него отечественная авиационная промышленность перешла на реактивную авиацию, а личный состав ВВС — на ее эксплуатацию.
В 1946 году
Стал улучшенной модификацией И-200. В годы Великой Отечественной войны он сыграл заметную роль в воздушных боях, особенно в начальном периоде войны. Особая роль принадлежит истребителям, защищавшим небо Москвы и Ленинграда в составе авиации ПВО, так как истребительная авиация являлась главным средством борьбы с воздушным противником.
МиГ-3
Стал первым самолетом, разработанным коллективом. Он был создан в рекордно короткие сроки — за 132 дня. Среди истребителей нового типа И-200 был единственным самолетом, который прошел государственные испытания с первого предъявления. Позже он получил название МиГ-1 — по первым буквам фамилий успешного тандема конструкторов Микояна и Гуревича.
Истребитель И-200
ОКБ ведет свою историю, когда приказом по заводу № 1 им. Авиахима был организован Особый конструкторский отдел (ОКО).
С 8 декабря 1939 года
© ОТКРОЙ МОСПРОМ, 2025 г.
Согласие на осуществление рекламно-информационных рассылок
Политика в отношении обработки и защиты персональных данных
Лицензионное соглашение